Резолюция
Х Всероссийская очно-заочная
научно-практическая
конференция с международным участием
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИИ
ИНЖЕНЕРА
У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ»
г. Санкт-Петербург 24
марта 2022 г.
РЕЗОЛЮЦИЯ
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО
ПРОПЕДЕВТИКА
В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
В
работе Х Всероссийской очно-заочной научно-практической
конференции с международным участием «Формирование престижа профессии инженера
у современных школьников», проводившейся в рамках XII
Петербургского международного образовательного форума, приняли участие около
200 участников, представлявших 26 регионов России, а также Беларусь, Польшу и Приднестровскую
Молдавскую Республику.
Рассмотрев
актуальные аспекты инженерного
образования и его пропедевтики в эпоху цифровизации общества, участники конференции отмечают:
– цифровые устройства и
технологии стали реалиями современной жизни, существенно изменился способ и
характер общения педагогов с обучающимися и их родителями, расширился спектр способов
обмена текстовой и видеоинформацией между ними – чаты в социальных сетях, вебинары,
веб-сайты и блоги;
– компьютер с выходом в Интернет, интерактивные
доски, мультимедийные проекторы, документ-камеры становятся распространёнными
дидактическими инструментами;
– большая часть школьной документации ведётся в
электронном виде, например, электронные журналы;
– пандемия COVID-19 существенно повысила востребованность
дистанционного обучения, для обеспечения которого учителям пришлось освоить
работу c сервисами по организации видеоконференций, с
программами для создания онлайн-тестов, с графическими планшетами и
виртуальными досками;
– отмечается рост популярности онлайн-образования,
появляется всё больше онлайн-школ и платформ для онлайн-обучения; кроме уже
привычных методов (видеозаписи лекций, интерактивные тесты, онлайн-уроки в
режиме реального времени), онлайн-школы в
процессе обучения начинают использовать технологии виртуальной и дополненной
реальности, искусственный интеллект и машинное обучение;
– в
дополнительном образовании набирают популярность кружки программирования и
робототехники; в соответствии с государственными программами получили развитие
детские технопарки, оснащённые высокотехнологичным оборудованием с числовым
программным управлением – 3D-принтерами, лазерными гравировальными станками и т.п.;
– явной тенденцией в организации обучения стало
формирование цифровой образовательной среды, не ограниченной стенами учебного
заведения;
– скорость технологического прогресса
стала выше скорости необходимых социальных изменений, что порождает
диспропорции и проблемы – как в производстве, так и в обществе; так, например:
·
наблюдается
существенный разрыв в образовании молодёжи между формальным подходом к
подготовке программистов, сотрудников консалтинговых компаний, управленцев всех
уровней и физическим смыслом (который должен быть заложен в мышление и
подготовку инженеров и вообще технических специалистов), что приводит к неготовности
формально подготовленных специалистов и управленцев к деятельности в сложных организационно-технических
системах;
·
снижение
роли школы в воспитании школьников из-за цифровизации образования,
значительного увеличения доли дистанционного обучения, недостатка личного
«живого» общения обучающихся с педагогами и между собой.
Для их устранения требуется принятие
специальных мер со стороны государства;
– уже сегодня
ощущается дефицит и в дальнейшем неизбежен рост востребованности профессий,
связанных с цифровыми технологиями, поэтому исключительную важность для
экономики России приобретает деятельность образовательных организаций по
формированию у обучающихся цифровой грамотности, развитию у школьников интереса
к пониманию сущности цифровых технологий, по формированию знаний и умений в
области математики и информатики, необходимых для оптимального развития
цифровизации производства;
– важнейшим компонентом
достижения роста инновационной активности в промышленности и увеличения
эффективности технологического трансфера является интеграция промышленности и
среднего профессионального образования, совмещение интересов различных
возрастных групп и достижение социализации творческой молодежи, а также
нейтрализация навязываемых обществу принципов индивидуализма за счёт
коллективных форм обучения в специальных конструкторских и технологических
школах, с игровыми и реальными инженерными решениями по проектированию и
реализации совместных с промышленностью проектов;
– необходимым условием
развития инженерного образования выступает ориентация на цифровую трансформацию
промышленности, в том числе технологию цифровых двойников, а также
практико-ориентированный подход к подготовке инженеров;
– одним из ведущих трендов в инженерном
образовании становится интеграция компетентностей, способностей, практических
навыков и перспективных способов мышления (системного и аналитического, которым
сейчас не учат молодёжь); указанные характеристики невозможно сформировать без
использования новейших информационных подходов и модернизации образования на
всех его уровнях – начиная с дошкольного и младшего школьного, охватывая
средний и старший уровень школьного обучения, в профессиональном образовании и
самообразовании специалиста;
– на развитие инженерного
образования на уровне школы оказывают существенное влияние ряд факторов:
нехватка специалистов-педагогов, обладающих достаточными компетенциями, чтобы
организовать учебный процесс на должном уровне; низкая материально-техническая
база в учебных заведениях, отсутствие необходимого программного обеспечения;
низкий уровень сотрудничества с профильными вузами и ведущими промышленными
предприятиями;
– необходимость
сетевого взаимодействия учебных заведений, работодателей, органов
государственной власти, научных учреждений и СМИ в реализации программ
предпрофильной и профильной подготовки учащихся подтверждена практикой
последних лет;
– в учебных и научных учреждениях
регионов Российской Федерации продолжается активный поиск новых форм и методов обучения
и профессиональной ориентации молодёжи с применением цифровых технологий;
эффективность такой деятельности может быть повышена при наличии
систематической поддержки её органами государственной власти регионов;
- участники конференции
считают недопустимым возникающие диспропорции между цифровыми технологиями
обучения и объёмом личного общения педагогов с обучающимися, что приводит к
серьёзным нарушениям фундаментального принципа российской школы – единства
процесса обучения и воспитания.
Участники
конференции решили:
1. Рекомендовать федеральным и региональным органам
государственной власти Российской Федерации в ходе реализации территориальных
программ социально-экономического развития предусматривать совершенствование
материально-технической базы учебных заведений, обеспечивающей профессиональную
ориентацию учащихся на инновационные и цифровые отрасли экономики, но в первую
очередь оснастить специализированные кабинеты школ (информатики, физики, химии,
биологии, технологии) в соответствии с типовым перечнем оборудования по ФГОС,
ввести обязательный учёт срока действия оборудования и мебели, чтобы
своевременно дополнять и обновлять материально-техническую базу кабинетов.
2. Рекомендовать Комитету по образованию Санкт-Петербурга
рассмотреть возможность организации и проведения уроков технологии на базе
образовательных учреждений СПО педагогами СПО за счёт часов школ на договорных
началах.
3. Рекомендовать техническим вузам использовать разработанный и апробированный
педагогами ГБОУ СОШ № 503 Санкт-Петербурга, доказавший свою эффективность,
формат интерактивного профориентационного мероприятия – инженерно-технического
квеста «Путь в профессию инженера: шаг за шагом».
4. Рекомендовать образовательным организациям и органам
государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность
применения педагогического, научного и организационного опыта
участников настоящей конференции для цифровизации образовательной деятельности
в регионах.
5. Признать, что повышение качества
инженерного образования возможно лишь в рамках решения более общей проблемы
увеличения человеческого капитала
России – главного фактора формирования и развития инновационной
экономики и экономики
знаний. От современного инженера
требуется не только владение профессиональными навыками, но и всестороннее
культурное и нравственное развитие личности, в том числе – глубокие
патриотические убеждения.
России необходимы незамедлительная разработка
и утверждение концепции федеральной молодёжной политики и реализация
соответствующей государственной программы Российской Федерации.
6. Для совершенствования
воспитательной деятельности преподавателей инженерных дисциплин с учащейся
молодежью технических ВУЗов и СПО использовать возможность магистратуры
педагогического образования в РГПУ им. А.И. Герцена «Воспитательный потенциал
инженерного образования».
7. Обратиться в Правительство Российской Федерации,
федеральные и региональные министерства и ведомства, ответственные за обучение
и профессиональную ориентацию молодёжи, с требованием расширить привлечение
представителей образовательных, научных и иных профессиональных организаций,
осуществляющих деятельность в этой сфере, при принятии или корректировке
нормативно-правовых актов, к разработке и экспертной оценке проектов нормативно-правовых
и программных документов.
8. В целях изучения, обобщения и распространения передового
педагогического опыта профориентации школьников поручить оргкомитету провести в
марте 2023 года XI
Всероссийскую научно-практическую конференцию «Формирование престижа профессии
инженера у современных школьников» в рамках деловой программы Петербургского
международного образовательного форума; принять предложенную оргкомитетом
конференции программу и тематику предстоящей конференции: «Воспитание обучающихся в технических
ВУЗах и СПО как педагогическая проблема: реалии, достижения, риски».
9. Создать электронный журнал «Инженерия для всех» с присвоением ISSN и регистрацией в Книжной палате.
10. Поручить оргкомитету конференции проинформировать органы
государственной власти и заинтересованные организации об итогах настоящей
конференции, а также разработать и осуществить мероприятия по реализации
рекомендаций конференции; итоги реализации рассмотреть на XI Всероссийской научно-практической конференции
в 2023 году.
с международным участием
У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ»
К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ ИНЖЕНЕРА
АРХИВ 2018 год
Всероссийская научно-практическая конференция
Комментарии
Отправить комментарий