Резолюция



Х Всероссийская очно-заочная научно-практическая
конференция с международным участием

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИИ ИНЖЕНЕРА
У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ»

 

г. Санкт-Петербург                                                                        24 марта 2022 г.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

 

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ПРОПЕДЕВТИКА

В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

 

В работе Х Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием «Формирование престижа профессии инженера у современных школьников», проводившейся в рамках XII Петербургского международного образовательного форума, приняли участие около 200 участников, представлявших 26 регионов России, а также Беларусь, Польшу и Приднестровскую Молдавскую Республику.

Рассмотрев актуальные аспекты инженерного образования и его пропедевтики в эпоху цифровизации общества, участники конференции отмечают:

– цифровые устройства и технологии стали реалиями современной жизни, существенно изменился способ и характер общения педагогов с обучающимися и их родителями, расширился спектр способов обмена текстовой и видеоинформацией между ними – чаты в социальных сетях, вебинары, веб-сайты и блоги;

– компьютер с выходом в Интернет, интерактивные доски, мультимедийные проекторы, документ-камеры становятся распространёнными дидактическими инструментами;

– большая часть школьной документации ведётся в электронном виде, например, электронные журналы;

– пандемия COVID-19 существенно повысила востребованность дистанционного обучения, для обеспечения которого учителям пришлось освоить работу c сервисами по организации видеоконференций, с программами для создания онлайн-тестов, с графическими планшетами и виртуальными досками;

– отмечается рост популярности онлайн-образования, появляется всё больше онлайн-школ и платформ для онлайн-обучения; кроме уже привычных методов (видеозаписи лекций, интерактивные тесты, онлайн-уроки в режиме реального времени), онлайн-школы в процессе обучения начинают использовать технологии виртуальной и дополненной реальности, искусственный интеллект и машинное обучение;

– в дополнительном образовании набирают популярность кружки программирования и робототехники; в соответствии с государственными программами получили развитие детские технопарки, оснащённые высокотехнологич­ным оборудованием с числовым программным управлением – 3D-принтерами, лазерными гравировальными станками и т.п.;

– явной тенденцией в организации обучения стало формирование цифровой образовательной среды, не ограниченной стенами учебного заведения;

– скорость технологического прогресса стала выше скорости необходимых социальных изменений, что порождает диспропорции и проблемы – как в производстве, так и в обществе; так, например:

·     наблюдается существенный разрыв в образовании молодёжи между формальным подходом к подготовке программистов, сотрудников консалтинговых компаний, управленцев всех уровней и физическим смыслом (который должен быть заложен в мышление и подготовку инженеров и вообще технических специалистов), что приводит к неготовности формально подготовленных специалистов и управленцев к деятельности в сложных организационно-технических системах;

·     снижение роли школы в воспитании школьников из-за цифровизации образования, значительного увеличения доли дистанционного обучения, недостатка личного «живого» общения обучающихся с педагогами и между собой.

Для их устранения требуется принятие специальных мер со стороны государства;

– уже сегодня ощущается дефицит и в дальнейшем неизбежен рост востребованности профессий, связанных с цифровыми технологиями, поэтому исключительную важность для экономики России приобретает деятельность образовательных организаций по формированию у обучающихся цифровой грамотности, развитию у школьников интереса к пониманию сущности цифровых технологий, по формированию знаний и умений в области математики и информатики, необходимых для оптимального развития цифровизации производства;

– важнейшим компонентом достижения роста инновационной активности в промышленности и увеличения эффективности технологического трансфера является интеграция промышленности и среднего профессионального образования, совмещение интересов различных возрастных групп и достижение социализации творческой молодежи, а также нейтрализация навязываемых обществу принципов индивидуализма за счёт коллективных форм обучения в специальных конструкторских и технологических школах, с игровыми и реальными инженерными решениями по проектированию и реализации совместных с промышленностью проектов;

– необходимым условием развития инженерного образования выступает ориентация на цифровую трансформацию промышленности, в том числе технологию цифровых двойников, а также практико-ориентированный подход к подготовке инженеров;

– одним из ведущих трендов в инженерном образовании становится интеграция компетентностей, способностей, практических навыков и перспективных способов мышления (системного и аналитического, которым сейчас не учат молодёжь); указанные характеристики невозможно сформировать без использова­ния новейших информационных подходов и модернизации образования на всех его уровнях – начиная с дошкольного и младшего школьного, охватывая средний и старший уровень школьного обучения, в профессиональном образовании и самообразовании специалиста;

– на развитие инженерного образования на уровне школы оказывают существенное влияние ряд факторов: нехватка специалистов-педагогов, обладающих достаточными компетенциями, чтобы организовать учебный процесс на должном уровне; низкая материально-техническая база в учебных заведениях, отсутствие необходимого программного обеспечения; низкий уровень сотрудничества с профильными вузами и ведущими промышленными предприятиями;

– необходимость сетевого взаимодействия учебных заведений, работодателей, органов государственной власти, научных учреждений и СМИ в реализации программ предпрофильной и профильной подготовки учащихся подтверждена практикой последних лет;

– в учебных и научных учреждениях регионов Российской Федерации продолжается активный поиск новых форм и методов обучения и профессиональной ориентации молодёжи с применением цифровых технологий; эффективность такой деятельности может быть повышена при наличии систематической поддержки её органами государственной власти регионов;

- участники конференции считают недопустимым возникающие диспропорции между цифровыми технологиями обучения и объёмом личного общения педагогов с обучающимися, что приводит к серьёзным нарушениям фундаментального принципа российской школы – единства процесса обучения и воспитания.

Участники конференции решили:

1. Рекомендовать федеральным и региональным органам государственной власти Российской Федерации в ходе реализации территориальных программ социально-экономического развития предусматривать совершенствование материально-технической базы учебных заведений, обеспечивающей профессиональную ориентацию учащихся на инновационные и цифровые отрасли экономики, но в первую очередь оснастить специализированные кабинеты школ (информатики, физики, химии, биологии, технологии) в соответствии с типовым перечнем оборудования по ФГОС, ввести обязательный учёт срока действия оборудования и мебели, чтобы своевременно дополнять и обновлять материально-техническую базу кабинетов.

2. Рекомендовать Комитету по образованию Санкт-Петербурга рассмотреть возможность организации и проведения уроков технологии на базе образовательных учреждений СПО педагогами СПО за счёт часов школ на договорных началах.

3. Рекомендовать техническим вузам использовать разработанный и апробированный педагогами ГБОУ СОШ № 503 Санкт-Петербурга, доказавший свою эффективность, формат интерактивного профориентационного мероприятия – инженерно-технического квеста «Путь в профессию инженера: шаг за шагом».

4. Рекомендовать образовательным организациям и органам государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность применения педагогического, научного и организационного опыта участников настоящей конференции для цифровизации образовательной деятельности в регионах.

5. Признать, что повышение качества инженерного образования возможно лишь в рамках решения более общей проблемы увеличения человеческого капитала России – главного фактора формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний. От современного инженера требуется не только владение профессиональными навыками, но и всестороннее культурное и нравственное развитие личности, в том числе – глубокие патриотические убеждения.

России необходимы незамедлительная разработка и утверждение концепции федеральной молодёжной политики и реализация соответствующей государственной программы Российской Федерации.

6. Для совершенствования воспитательной деятельности преподавателей инженерных дисциплин с учащейся молодежью технических ВУЗов и СПО использовать возможность магистратуры педагогического образования в РГПУ им. А.И. Герцена «Воспитательный потенциал инженерного образования».

7. Обратиться в Правительство Российской Федерации, федеральные и региональные министерства и ведомства, ответственные за обучение и профессиональную ориентацию молодёжи, с требованием расширить привлечение представителей образовательных, научных и иных профессиональных организаций, осуществляющих деятельность в этой сфере, при принятии или корректировке нормативно-правовых актов, к разработке и экспертной оценке проектов нормативно-правовых и программных документов.

8. В целях изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта профориентации школьников поручить оргкомитету провести в марте 2023 года XI Всероссийскую научно-практическую конференцию «Формирование престижа профессии инженера у современных школьников» в рамках деловой программы Петербургского международного образовательного форума; принять предложенную оргкомитетом конференции программу и тематику предстоящей конференции: «Воспитание обучающихся в технических ВУЗах и СПО как педагогическая проблема: реалии, достижения, риски».

9. Создать электронный журнал «Инженерия для всех» с присвоением ISSN и регистрацией в Книжной палате.

10. Поручить оргкомитету конференции проинформировать органы государственной власти и заинтересованные организации об итогах настоящей конференции, а также разработать и осуществить мероприятия по реализации рекомендаций конференции; итоги реализации рассмотреть на XI Всероссийской научно-практической конференции в 2023 году.

 

АРХИВ
II (VII) Всероссийская научно-практическая конференция
с международным участием
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИИ ИНЖЕНЕРА
У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ»

г. Санкт-Петербург                                                                         28 марта 2019 г.

РЕЗОЛЮЦИЯ

ОТ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ –
К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ ИНЖЕНЕРА

В работе VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Формирование престижа профессии инженера у современных школьников», проводившейся в рамках Х Петербургского международного образовательного форума, приняли участие 430 участников, представлявших 20 регионов России, а также Украину и Казахстан.
Рассмотрев актуальные аспекты подготовки молодёжи к выбору профессии в контексте необходимости расширения подготовки инженерных кадров для обеспечения реиндустриализации национальной экономики, участники конференции

отмечают:

1. Отвечая на вызовы времени, образовательные организации, промышленные предприятия, научное и педагогическое сообщество России проявляют заинтересованность в совершенствовании методов профориентации школьников, программ общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих практико-ориентированное техническое образование, повышение мотивации выбора обучающимися инженерных профессий, а также в отборе и продвижении одарённых школьников.

2. Для повышения эффективности технического образования требуется формирование системы сетевого взаимодействия между школами, вузами, предприятиями, органами государственной власти и общественными объединениями через разработку и реализацию государственных программ, программ образовательных организаций, музеев и общественных объединений предпринимателей, включающих мероприятия по ориентации школьников на выбор инженерных профессий с учётом передового зарубежного опыта ранней профориентации.

3. Возрастающая потребность в инженерных кадрах требует от педагогического сообщества разработки, корректировки и продвижения учебных планов и образовательных программ, способствующих развитию у школьников интереса к технологиям производства, а от органов государственной власти – воссоздания в школах материально-технических условий для изучения технологии, создания Центров переподготовки кадров учителей по технологии, поднятия уровня массовых школ до уровня получивших общественное признание «маяков», рассмотрения возможности специализации ряда школ на профессиональной ориентации старших школьников в рамках реализации национального проекта «Образование».

4. Система профориентации школьников должна включать в себя взаимодействие родителей с образовательными учреждениями и повышение их компетентности в перспективных технических профессиях.

5. Неотъемлемой частью системы профессионального ориентации школьников должны стать мероприятия по пропаганде исторического технического и технологического наследия России, включения технических музеев в образовательное пространство в целях профориентации, вовлечение молодёжи в техническое творчество.

Участники конференции

решили:

1. В целях изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта профориентации школьников поручить оргкомитету провести в марте 2020 года VIII Всероссийскую научно-практическую конференцию «Формирование престижа профессии инженера у современных школьников» в рамках деловой программы Петербургского международного образовательного форума; принять предложенную оргкомитетом конференции программу и тематику предстоящей конференции: «Инженер – созидатель материального мира будущего».


2. Поручить оргкомитету конференции проинформировать органы государственной власти и заинтересованные организации об итогах настоящей конференции, а также разработать и осуществить мероприятия по реализации рекомендаций конференции; итоги реализации рассмотреть в 2020 году на VIII Всероссийской научно-практической конференции.


АРХИВ 2018 год
Всероссийская научно-практическая конференция
с международным участием
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИИ ИНЖЕНЕРА
У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ»

г. Санкт-Петербург                                                                                29 марта 2018 г.


РЕЗОЛЮЦИЯ
«Взаимосвязь инженерного и экологического образования – требование современности»
Участники Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Взаимосвязь инженерного и  экологического образования – требование современности», рассмотрев актуальные аспекты подготовки молодежи к выбору профессии инженера в контексте необходимости решения экологических проблем, отмечают следующее:
1.   Отвечая на вызовы времени, образовательные организации проявляют заинтересованность в совершенствовании методов профориентации школьников, а также программ общего и дополнительного образования, обеспечивающих практико-ориентированное экологическое и техническое образование, повышение мотивации выбора инженерных профессий у обучающихся.
2.   Для эффективного экологического и технического образования требуется системный подход, организация сетевого взаимодействия и развитие социального партнерства между образовательными организациями разного уровня, предприятиями, государственными структурами и общественными институтами.
3.   Высокая значимость эколого-технической составляющей образования требует от педагогического сообщества разработки и продвижения образовательных программ, способствующих развитию у школьников интереса к технологиям производства, построенным на принципах экологизации, а также мероприятий, направленных на осознание необходимости и распространения практики раздельного сбора мусора.
4.   Сегодня важно создавать условия для более эффективного включения семьи в процесс профессионального самоопределение школьника, в связи с этим рекомендовать руководству СПб ГБУ "Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи "ВЕКТОР" ознакомиться с опытом реализации сетевого профориентационного проекта «Твой шаг в будущее» (проводимого Кировским районом на протяжении трёх лет) и внедрить в 2018-2019 г. в тестовом режиме данную модель «профориентации по-новому» на площадках образовательных организаций Санкт-Петербурга с последующей оценкой её эффективности.
5.   Повышению престижа инженерных профессий у школьников будет способствовать развитие интереса и уважения к отечественным техническим достижениям, в связи с чем необходимо учреждение государственного реестра объектов отечественного научно-технического наследия.
6.   Конференция поддерживает обращение ветеранов-разработчиков «Лунохода-1» к Президенту РФ В.В.Путину о разработке и принятии федерального закона «О сохранении научно-технического наследия России» и о подготовке празднования 50-летия разработки «Лунохода -1».
7.   В целях изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта провести в марте 2019 года II Всероссийскую научно-практическую конференцию «Формирование престижа профессии инженера у современных школьников» в рамках деловой программы Петербургского международного образовательного форума.
8.   Принять предложенную Оргкомитетом конференции программу и тематику предстоящей конференции (Приложение).

Приложение


ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

II Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция
с международным участием
«Формирование престижа профессии инженера у современных школьников»

Тема конференции 2019 года:
«От ранней профориентации к выбору профессии инженера»

Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие во Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием: «Формирование престижа профессии инженера у современных школьников» (https://npkengineer.blogspot.ru/) по проблеме: «От ранней профориентации к выбору профессии инженера» в рамках Петербургского международного образовательного форума. Конференция состоится в марте 2019 г. на базе ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Программа конференции включает следующие направления
и темы для обсуждения:
- ранняя профориентация: за и против;
- формы, методы и средства ранней профориентации будущих инженеров;
- сетевое взаимодействие образовательных организаций как средство повышения эффективности профориентационной работы с обучающимися;
- роль социального партнерства образовательных организаций, предприятий, государственных структур, общественных организаций в профориентации школьников к инженерным профессиям, в повышении качества инженерно-технического и естественнонаучного образования;
- особенности профориентационной работы ВУЗов с будущими абитуриентами для поступления на инженерно-технические специальности;
- потенциал школьных предметов в профориентации будущих инженеров;
- профориентационная работа в образовательных организациях со школьниками для поступления на инженерно-технические направления подготовки профессионального образования;
- педагогические условия ранней профессиональной ориентации дошкольников;
- роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся;
- результаты исследований соотношения жизненных ценностей обучающихся 8-11 классов с потребностью в обоснованном выборе профессии;
- роль классного руководителя в обеспечении необходимой и достаточной информации о профессии инженера и путях ее получения;
- содействие и соучастие семьи в выборе профессии детьми;
- зарубежный опыт ранней профориентации воспитанников;
и др.
К конференции будут изданы:
1.                  Сборник научных, методических, научно-практических статей участников НПК конференции по тематике, представленной выше.
2.                  Сборник «Инженерная аксиология». Выпуск 6. Опыт, формы и методы ранней профориентации воспитанников»
Сборникам будет присвоен ISBN. Электронная версия полнотекстовых сборников размещается в Научной электронной библиотеке (eLibrary.ru) и включается в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Публикация статей и разработок осуществляется бесплатно.
Все участники конференции получат электронный сертификат (с указанием статуса участия).
С уважением, Оргкомитет

Комментарии

Популярные сообщения

Научные конференции